Охлопков: России надо готовиться к мировому углеродному регулированию
Охлопков: России надо готовиться к мировому углеродному регулированию
Аналитика
Несколько лет назад вводимое в ЕС углеродное регулирование вызывало широкое обсуждение, однако после начала спецоперации на Украине и введения антироссийских санкций, когда вопрос торговли с Евросоюзом столкнулся с политическими преградами, тема несколько отошла на дальний план.
Но российским компаниям не стоит расслабляться, так как углеродное регулирование — это общемировой тренд, а не только европейский. Об этом в беседе с Publico рассказал экономист, первый заместитель гендиректора Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Охлопков:
«Индия, Китай, Казахстан активно внедряют углеродное регулирование и, безусловно, начнут вводить меры, выравнивающие условия для национальной продукции и товаров, импортируемых из России. Можно уверенно говорить, что это произойдет достаточно быстро, вероятно, даже одновременно, после вступления в полную силу трансграничного углеродного регулирования ЕС. Таким образом, уповать на то, что трансграничное углеродное регулирование Европейского союза нас не коснется, поскольку в новых геополитических условиях торговые отношения между Россией и странами ЕС сведены к нулю, совершенно неправильно.
Исходя из структуры российского экспорта и видов продукции, включенных в европейский трансграничный механизм на данном этапе, наиболее чувствительными группами товаров для России являются сталь, алюминий и удобрения. При этом вероятно дальнейшее расширение этого европейского списка.
В связи с этим российской экономике необходимо ускоренно готовиться к новой общемировой углеродной реальности, которая включает в себя не только регулярную сдачу углеродной отчетности наравне с бухгалтерской и налоговой, но и вполне ощутимую плату за выбросы парниковых газов. Текущий уровень цены за углерод в ЕС может достигать 20–30% от рыночной стоимости продукции.
Внедрение углеродного регулирования в России в перспективе может дать возможность сопряжения отечественного механизма с механизмами основных торговых партнеров, в частности, в рамках ЕАЭС и БРИКС. Формирование единой системы углеродного регулирования позволило бы не только минимизировать риски для отечественного экспорта, но и усилить свои позиции в международной торговле за счет консолидированных усилий, а также дать совместный ответ на трансграничное углеродное регулирование ЕС и аналогичные механизмы других стран».