Усиливается противостояние защитников реликтовых дубрав и местных властей
Темы дня
Но вековые дубы уже рубят
Маргарита Парфененкова
Волгоградские чиновники заявляют, что строительство дороги в Волго-Ахтубинской пойме не нанесет вреда природному парку. Аргументы госслужащих российский Greenpeace счел не только неубедительными, но и неправдивыми, говорится в сообщении организации. Академик РАН утверждает: «Вырубка уже началась, и я боюсь, что спасать дубравы уже поздно».
Как писали «Ведомости.Экология», 31 января 2022 года 28 общественных экологических организаций и экологов обратились с открытым письмом к Генпрокурору России с просьбой защитить от вырубки уникальный природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», который входит в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. Под строительство трассы планируется вырубить не менее 15 тыс. деревьев, большинство из которых относятся к уникальным пойменным дубам. Коллективное письмо подписали академик РАН, председатель природоохранительной комиссии РГО Александр Чибилев, заслуженный эколог РФ, Всеволод Степаницкий, много лет руководивший всей заповедной системой России, бессменный руководитель экоцентра «Заповедники» Наталья Данилина.
Чиновники: деревья не пострадают
В комитете транспорта Волгоградской области газете «Коммерсант» заявили, что «проектная документация объекта соответствует всем требованиям законодательства, в том числе по безопасности дорожного движения и экологической составляющей», поскольку получила положительные заключения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы.
В комитете транспорта также заявляют, что дорога пройдет в буферной зоне, «где территория наиболее антропогенно изменена, то есть активно используется человеком». «В зоне строительства новой дороги находится не более 0,2% от общего числа деревьев в границах природного парка. При этом ни о каких рубках реликтовых дубов говорить не приходится — военные историки и дендрологи неоднократно заявляли, что деревья в зоне вырубки имеют порослевое происхождение и их возраст не превышает 100 лет», — утверждают чиновники.
В Минприроды РФ утверждают, что во время разработки проектной документации было рассмотрено четыре варианта прохождения трассы. «В итоге был выбран вариант, оказывающий минимальное воздействие на водные объекты и экосистему природного парка, с минимальным количеством планируемых к вырубке зеленых насаждений и оптимальный по стоимости»,— заявили там. Также во время экологической экспертизы проводилась оценка возможного ущерба для поймы в связи со строительством трассы: «Экспертами ГАУ ВО «Облгосэкспертиза» была признана допустимость и целесообразность строительства указанных объектов». Кроме того, правительство Волгоградской области уведомило Международный координационный совет программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» о планах по строительству мостового перехода в границах биосферного резервата.
Альтернативный маршрут трассы был отвергнут по другим причинам. По словам местных общественников, дорогу прокладывают так, а не иначе, чтобы не тревожить расположенный неподалеку элитный коттеджный поселок с инфраструктурой для отдыха, заявил NEWS.ru председатель постоянной природоохранительной комиссии Русского географического общества Александр Чибилев, один из подписавших обращение к Генпрокурору.
Экологи: погибнет реликтовая дубрава
Ни одно из утверждений чиновников не соответствует действительности, заявили в Greenpeace. Трасса проходит по рекреационной зоне, зоне агроландшафтов и зоне экстенсивного природопользования, но никак не в буферной зоне. Буферная зона, о которой говорят в обладминистрации, находится в северо-восточной части парка, говорят экологи. Также не соответствует действительности утверждение, что дорога проходит по сильно измененной деятельностью человека территории. «На самом деле значительная часть трассы проходит по лесным массивам, фактически не нарушенным в настоящее время», — заявляют защитники природы.
Недостоверным и неграмотным экологи назвали заявление о том, что при строительстве дороге не вырубаются «реликтовые дубы». «Реликтовыми являются не дубы, а дубравы Волго-Ахтубинской поймы, которые и разрушаются при строительстве дороги», — говорят в Greenpeace.
«Сообщество старовозрастных дубов в Волго-Ахтубинской пойме, подлежащих вырубке, является одним из последних форпостов, по сути дела, реликтовых урочищ пойменных дубрав естественного происхождения в долине реки Волги. В связи с изменениями гидрологического режима Волги и изменениями климата подобные сообщества дубрав будут утрачены навсегда, их мощь и облик невозможно восстановить искусственным путем», — приводятся в сообщении Greenpeace слова председателя постоянной природоохранительной комиссии РГО академик РАН Александра Чибилева.
Утверждения представителей Минприроды, что выбранный вариант строительства трассы оказывает «минимальное воздействие на водные объекты и экосистему природного парка, с минимальным количеством планируемых к вырубке зеленых насаждений и оптимальный по стоимости» также полностью неправдив, пишут экологи.
По данным дирекции природного парка, на территории объекта строительства и зоны его влияния зафиксировано более 80 мест обитания или произрастания объектов особой охраны, представителей флоры и фауны, занесенных в Красные книги России и Волгоградской области. Непосредственно на трассе обнаружены гнездо европейского тювика (статус — близкий к угрожаемому), насекомые жук-олень и красотел пахучий (оба — вторая категория Красной книги России, сокращающиеся в численности), рябчик русский, сизоворонки (внесены в новую редакцию Красной книги из-за сокращающейся численности). Многие из этих животных и растений уже уничтожены.
Скандал только начинается
Скандал с незаконным строительством уже вышел на федеральный уровень: председатель Следственного комитета России поручил руководителю следственного управления СК РФ по Волгоградской области Василию Семенову представить доклад о ситуации. Ход исполнения поручения поставлен на контроль в центральном аппарате, сообщили в Greeanpeace.
«Мы надеемся, что несмотря на оправдания местных чиновников и бездействие местных надзорных органов Генпрокуратура и Следственный комитет наконец-то вмешаются и примут действенные меры по прекращению незаконного строительства и рассмотрению альтернативных вариантов прокладки дороги», — резюмируют экологи.
Пока нарастает противостояние властей и экологов, уникальной дубраве уже нанесен серьезный ущерб, говорит Александр Чибилев. «Вырубка уже началась, и я боюсь, что спасать дубравы уже поздно. Уже рубят. Преступление экологическое уже состоялось», — сокрушается он. Таких дубрав больше нет, она уникальна, говорит ученый.